Обзор amd ryzen 5000 mobile: будущее ноутбуков zen 3

Главные анонсы AMD с CES 2021: мобильный Zen 3 и бюджетные видеокарты

Насчет видеокарт в AMD пока готовы сказать только одно — они будут.

Вечером 12 января корпорация AMD провела на выставке Consumer Electronics Show презентацию, посвященную новым продуктам. Руководитель AMD Лиза Су и ее подчиненные поговорили о процессорах и — немного — о видеокартах.

Про мобильные процессоры

У процессоров семейства Ryzen 5000 появятся мобильные версии — их выделят с помощью литеры H в индексе. Пока анонсировано два топовых процессора: Ryzen 9 5900HX и Ryzen 9 5980HX.

Оба CPU построены на базе архитектуры Zen 3 и 7-нм техпроцесса, у них по 8 ядер и 16 потоков. Процессоры могут работать на частоте до 4.6 ГГц и 4.8 ГГц соответственно, по производительности они превосходят мобильные CPU Intel.

Если верить AMD, новые процессоры будут единственными 8-ядерными CPU, которые смогут работать в ультратонких ноутбуках. Одновременно процессоры смогут обеспечить продолжительное время работы от батареи.

Конкретные цифры во время презентации не назывались.

Про десктопные процессоры

В десктопном семействе Ryzen 5000 добавлены две модели: AMD Ryzen 9 5900 и AMD Ryzen 7 5800. Это упрощенные версии тех же процессоров с индексом X.

  • Ryzen 9 5900: 12 ядер, 24 потока, рабочие частоты 3.0/4.7 ГГц, 70 мегабайт кэша.
  • Ryzen 7 5800: 8 ядер, 16 потоков, рабочие частоты 3.4/4.6 ГГц, 36 мегабайт кэша.

Цен и дат выпуска у этих процессоров пока нет.

Про Radeon RX

Новые карты семейства Radeon RX 6000 упомянули мельком — они появились на одном из слайдов. Бюджетные видеокарты планируется выпустить в продажу в первой половине 2021 года, название Radeon RX 6700 на презентации не прозвучало.

Судя по тизер-изображению, AMD планирует выпустить и еще одну, более дешевую линейку видеокарт семейства Radeon RX 6000.

Про ноутбуки с графическими чипами RDNA 2

Первые такие ноутбуки появятся в продаже в первой половине 2021 года. Во время демонстрации Лиза Су показала Dirt 5: неназванный мобильный чип смог запустить игру в разрешении 1440p.

Вот полная запись презентации AMD.

Представлены процессоры AMD Ryzen 5000. Теперь они быстрее решений Intel даже в играх

Итак, компания AMD только что представила процессоры Ryzen 5000. Как и ожидалось, показали четыре CPU, но, вопреки ожиданиям, в продаже они появятся сразу все — уже 5 ноября.

Для начала давайте оценим характеристики.

Процессор Кол-во ядер/потоков Частоты, ГГц Кэш-память, МБ TDP, Вт Цена, долл.
Ryzen 5 5600X 6/12 3,7-4,6 35 65 300
Ryzen 7 5800X 8/16 3,8-4,7 36 105 450
Ryzen 9 5900X 12/24 3,7-4,7 70 105 550
Ryzen 9 5950X 16/32 3,4-4,9 72 105 800

Как можно видеть, количество ядер и TDP остались неизменными, при этом несколько выросли частоты, а цены увеличились на 50 долларов во всех четырёх случаях.

Насколько же новинки быстрее уже прошлого поколения? Процессоры Ryzen 5000 основаны на архитектуре Zen 3, которая сама по себе обеспечивает прирост показателя исполняемых за такт инструкций (IPC) на 19%. И это самый большой прирост при переходе от поколения к поколению с момента запуска первых Ryzen. Добавим к этому прирост частот и получим очень впечатляющий рост производительности. К примеру, в Cinebench R20 в однопоточном режиме Ryzen 9 5900X набирает 631 балл, а Ryzen 9 3900X — около 510 баллов! То есть прирост составляет примерно 24%. К слову, Ryzen 9 5900X — первый процессор, который получил более 600 баллов в этом тесте, ну а Ryzen 9 5950X получил 640 баллов.

Само собой, такой прирост будет не везде. Как можно видеть, в некоторых приложениях он не превышает и 10%. Сравнение с Core i9-10900K в случае новинок AMD оправдано тем, что больше сравнивать ей не с чем, но Ryzen 9 5950X, конечно, намного дороже. А вот с Ryzen 9 5900X текущий флагман Intel как раз в одной цене. Само собой, новинка AMD будет быстрее практически везде, ведь даже Ryzen 9 3900X зачастую оставлял конкурента далеко позади.

Однако в новом поколении компания AMD решила сконцентрироваться не только на производительности в целом, но и на игровой Intel. И если верить AMD, этот оплот пал, так как новые Ryzen 5000 быстрее. Конечно, сравнивать современные процессоры с большим количеством ядер в играх — не самая благодарная задача, но прирост более 20% в некоторых проектах впечатляет. Это уже сродни замене видеокарты.

Также можно отметить изменённый восьмиядерный модуль CCX с общей кэш-памятью третьего уровня объёмом 32 МБ. Кроме того, никакого нового набора системной логики AMD не представила — новые CPU будут работать с чипсетами 500-й серии. А ещё все новинки, кроме младшей, не будут комплектоваться кулерами.

В общем, вряд ли кто-то сомневался, что новые CPU AMD будут очень интересными, ведь даже на линейку Ryzen 3000 компания Intel полноценно ответить не смогла. Теперь же преимущество «красных» станет намного более явным, а ответ конкурент попытается дать лишь в конце первого квартала 2021 года — тогда выйдут настольные CPU Rocket Lake.

Тесты AMD Ryzen 7 3800X против Intel Core i7-10700

Скорость в играх

Ryzen 7 3800X
86.4

Core i7-10700
91.3 (+5.4%)

Производительность в играх и подобных приложениях, согласно нашим тестам.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность 4 ядер, если они есть, и производительность на 1 ядро, поскольку большинство игр полноценно используют не более 4 ядер.

Также важна скорость кэшей и работы с оперативной памятью.

Скорость в офисном использовании

Ryzen 7 3800X
87.4

Core i7-10700
90.4 (+3.3%)

Производительность в повседневной работе, например, браузерах и офисных программах.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность 1 ядра, поскольку большинство подобных приложений использует лишь одно, игнорируя остальные.

Аналогичным образом многие профессиональные приложения, например различные CAD, игнорируют многопоточную производительность.

Скорость в тяжёлых приложениях

Ryzen 7 3800X
59.1

Core i7-10700
59.8 (+1.2%)

Производительность в ресурсоёмких задачах, загружающих максимум 8 ядер.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность всех ядер и их количество, поскольку большинство подобных приложений охотно используют все ядра и соответственно увеличивают скорость работы.

При этом отдельные промежутки работы могут быть требовательны к производительности одного-двух ядер, например, наложение фильтров в редакторе.

Данные получены из тестов пользователей, которые тестировали свои системы как в разгоне, так и без. Таким образом, вы видите усреднённые значения, соответствующие процессору.

Скорость числовых операций

Ryzen 7 3800X
86.8

Core i7-10700
92 (+5.7%)

Ryzen 7 3800X
82.3 (+0.1%)

Core i7-10700
82.2

Ryzen 7 3800X
26.6 (+4.9%)

Core i7-10700
25.3

Для разных задач требуются разные сильные стороны CPU. Система с малым количеством быстрых ядер и низкими задержками памяти отлично подойдёт для подавляющего числа игр, но уступит системе с большим количеством медленных ядер в сценарии рендеринга.

Мы считаем, что для бюджетного игрового компьютера подходит минимум 4/4 (4 физических ядра и 4 потока) процессор. При этом часть игр может загружать его на 100%, подтормаживать и фризить, а выполнение любых задач в фоне приведёт к просадке ФПС.

В идеале экономный покупатель должен стремиться минимум к 4/8 и 6/6. Геймер с большим бюджетом может выбирать между 6/12, 8/8 и 8/16. Процессоры с 10 и 12 ядрами могут отлично себя показывать в играх при условии высокой частоты и быстрой памяти, но избыточны для подобных задач. Также покупка на перспективу — сомнительная затея, поскольку через несколько лет много медленных ядер могут не обеспечить достаточную игровую производительность.

Подбирая процессор для работы, изучите, сколько ядер используют ваши программы. Например, фото и видео редакторы могут использовать 1-2 ядра при работе с наложением фильтров, а рендеринг или конвертация в этих же редакторах уже использует все потоки.

Данные получены из тестов пользователей, которые тестировали свои системы как в разгоне (максимальное значение в таблице), так и без (минимальное). Типичный результат указан посередине, чем больше заполнена цветная полоса, тем лучше средний результат среди всех протестированных систем.

Производительность в играх

Мы начнём сравнение Ryzen и Intel в играх, так как это традиционно тот сегмент, где Intel сохранял преимущество долгие годы. В данном сравнении мы сможем понять, насколько новая серия Ryzen сможет отобрать пальму первенства у Intel. Тесты будут проводиться в минимальном разрешении 1080p с максимальными настройками графики. Это сделано для того, что бы ничто не ограничивало процессор и он показывал максимум возможностей.

Call of Duty: Modern Warfare

И начнём мы с игры Call of Duty: Modern Warfare, в которой сразу наглядно виден прирост производительности по сравнению с прошлым поколением Ryzen. Наибольшим приростом производительности может похвастаться 5600X, который в сравнении 5600X vs 3600X опережает предшественника на 16,7%. i5-10600K отстает даже от младшей модели Ryzen 5 5600X на 12,5%, которая практически идёт вровень с i9-10900K. По итогу практически все процессоры Zen 3 вместе с i9-10900K упираются в видеокарту.

Doom: Eternal

В данном случае мы так же видим упор в видеокарту всех процессоров Zen 3 и i9-10900K, однако в данном случае отрыв 5600X от i5-10600K уже не такой большой и составляет 6,7%. 5600X показывает себя с лучшей стороны в данной игре и ничуть не уступает старшим моделям, при этом превосходя 3600X на практически 25%.

Horizon: Zero Dawn

Движок данной игры может задействовать все ресурсы процессора, поэтому мы видим что 5900X обходит своих собратьев (особенно по минимальному FPS) более уверенно

Данная игра так же обращает наше внимание на то, какой рывок в производительности произошел в Zen 3 по сравнению с прошлым поколением. i5-10600K показал себя на уровне с 5600X и 5800X

Red Dead Redemption 2

В игре Red Dead Redemption 2 мы снова видим упор в видеокарту, однако это так же показывает что Zen 3 встал вровень с топами от Intel и в этой игре.

CS:GO

Игра CS:GO показывает нам невероятные результаты при игре в неё на новых процессорах Zen 3. Даже младшая модель 5600X отрывается от i9-10900K на 19,2%. В противостоянии 5600X vs 3600X, новичок отрывается от предшественника уже на 44,5%!

Итоги

AMD обещало с выходом Zen 3 увеличить игровую производительность. И это именно то, что они сделали! В некоторых играх (например как CS:GO) новые процессоры показывают ошеломляющие результаты. Во всех остальных даже младшая модель 5600X практически не уступает топу от Intel — i9-10900K.

Для чего нужна новая линейка

По спецификациям процессоры Ryzen 5000 действительно не очень отличаются от Ryzen 3000, да и стоят дороже. Но представители AMD во время презентации заявили, что новые чипы все же демонстрируют значительный прирост производительности.

Игровые возможности новых процессоров

В качестве примера они сравнили Ryzen 9 5900X с Ryzen 9 3900X в бенчмарке Cinebench R20, и тот оказался на 24% быстрее – 631 балл в однопоточном режиме против 510 баллов. Старший чип Ryzen 9 5950X получил в этом же тесте 640 баллов.

Как перевести четверть клиентов на самообслуживание? Опыт банка «Открытие»

ИТ в банках

Не забыла AMD сравнить свои процессоры с конкурентами от Intel. По ее утверждению, Ryzen 9 5950X оказался лучше Core i9-10900K во многих задачах – в рендеринге его производительность оказалась на 59% выше, а в редактировании видео в Adobe Premiere – на 14%. Также AMD утверждает, что Ryzen 9 5900X в среднем на 7% быстрее Core i9-10900K в видеоиграх при разрешении Full HD (1920×1080 точек)

Core i9-10900K не выдерживает конкуренции

Но Core i9-10900K имеет серьезные отличия от соперника – он выпускается по 10-нанометровым нормам и имеет на борту лишь 10 ядер и 20 потоков. Процессор выпущен во II квартале 2021 г. и работает на частоте от 3,7 до 5,3 ГГц.

Переход на новую архитектуру в Ryzen 5000 тоже обеспечил определенный шаг вперед. За счет этого процессоры получили 19-процентный прирост показателя исполняемых за такт инструкций (IPC).

Процессоры AMD Zen 4 с поддержкой памяти DDR5 и USB 4.0 появятся на платформе AM5 в 2022 году

На ресурсе GamersNexus просочилась новая информация о платформе AMD AM5 следующего поколения, которая будет поддерживать процессоры Ryzen 5000 для настольных компьютеров на базе архитектуры Zen 4. Сайт утверждает, что AMD предложит две ключевые технологии в линейке настольных компьютеров следующего поколения, которые будут включать поддержку памяти DDR5 и USB 4.0. Информация основана на внутренней дорожной карте AMD.

Полученная информация указывает на то, что в 2022 году AMD намерена включить поддержку стандарта DDR5 в свою линейку настольных компьютеров премиум-класса.

SK Hynix уже подтвердила начало массового производства памяти DDR5 в конце 2021 года. Память будет работать на частоте до 8400 МГц, а объем одного модуля памяти вырастет до 64 Гб, что вдвое больше, чем у существующих модулей DDR4. DDR5 также будет иметь более низкое рабочее напряжение 1,1 В против 1,2 В на DDR4, что приведет к повышению эффективности работы.

USB 4.0 обеспечит повышенную скорость передачи данных по сравнению с Thunderbolt 3. Благодаря пропускной способности до 40 Гбит/с протокол USB 4.0 обеспечит гораздо более высокие скорости передачи данных и будет совместим со всеми устройствами Thunderbolt 3, выпущены на сегодняшний день.

Если указанная информации верна, то это означает, что AMD может выпустить сначала процессоры EPYC Genoa, прежде чем перейти к потребительским процессорам. Ядро Zen 4 является загадкой само по себе, и о нём мало что известно, за исключением 5-нм техпроцесса и того, что производство будет организовано на заводах TSMC. Это даст AMD огромное преимущество в гонке за технологические процессы против Intel, которая к тому времени будет предлагать процессоры на основе 7 нм технологии.

Упоминается, что мобильные APU 4-го поколения Ryzen 5000 от AMD будут оснащены усовершенствованной версией ядра Zen 3, известной как Zen 3+. Поскольку мобильные компоненты будут поступать немного позже, чем настольные ПК, они могут использовать оптимизированную архитектуру, которая обеспечит еще большую производительность и эффективность, как в процессорах Ryzen 4000 на базе Zen 2, которые основаны на монолитном дизайне, но имеют небольшое преимущество над настольными процессорами в плане общей эффективности. Если запуск в 2022 году состоится, то процессоры AMD Ryzen 5000 для настольных ПК с архитектурой Zen 4 будут конкурировать с линейкой Intel Alder Lake на базе Golden Cove, которая ожидается примерно в то же время.

Бенчмарки

Тестировали только две игры, поскольку они обеспечивают достаточно данных для сравнения двух планок памяти против четырёх с процессорами на архитектуре Zen 3.

Игра Shadow of The Tomb Raider очень требовательна к процессору. Модель 3900X показывает прирост средней частоты кадров на 14%, когда используются четырёх планки памяти вместо двух. Это значительный шаг вперёд, хотя нужно отметить использование мощнейшей видеокарты и низкое разрешение экрана.

Процессор Core i9-10900K также выигрывает от использования четырёх планок памяти, в данном случае на 15%. Если же рассматривать Ryzen 9 5900X, прирост производительности составляет 12%. Возможно, в данном случае мы упираемся в ограничение видеокарты, поскольку графическая архитектура Ampere слабо масштабируется на разрешении 1080p. В любом случае, все три процессора получают аналогичный прирост производительности с применением четырёх планок памяти. Становится понятно, что это относится не только к архитектуре Zen 3.

Hitman 2 является ещё одной игрой с сильной зависимостью от процессора и памяти. В случае с процессором 5900X важную роль играет видеокарта. Для сравнения мы будем рассматривать нижний 1% производительности. В случае с 3900X производительность с четырьмя планками памяти увеличивается на 8%. При использовании процессора 10900K прирост производительности достигает 29%, хотя в средней частоте кадров прирост только 13%.

Игра Hitman 2 может показывать немного странные результаты. Возможно, при использовании процессора 3900X узким местом является задержка ядер, а не производительность памяти. Если посмотреть на процессор 5900X, нижняя производительность увеличивается на 21%. Опять же, виновата может быть видеокарта. Вывод такой, что 10900K и 5900X показывают сходный прирост производительности с четырьмя планками памяти и это относится не только к архитектуре Zen 3.

Никаких Ryzen 4000

Компания AMD провела показ новых процессоров линейки Ryzen 5000, вооруженных новейшей архитектурой Zen 3. Премьера прошла в рамках «Красного октября» – так AMD называет октябрь 2021 г., в течение которого выпустит сразу несколько своих новинок из различных сегментов. Слово «красный» в названии указывает на фирменный цвет AMD.

Как сообщили CNews представители AMD, линейка Ryzen 5000, которая изначально должна была называться Ryzen 4000, состоит пока из четырех процессоров, и это первые модели, получившие новую архитектуру. До этого AMD выпускала свои чипы на Zen и Zen 2, включая их модифицированные версии.

Главное изменение в Zen 3 – это переход к цельным восьмиядерным блокам CCX. Такой подход обеспечил уменьшение задержек при межъядерном взаимодействии и при работе с кэш-памятью в сравнении с двумя раздельными четырехъядерными ССХ-модулями в Zen 2. В дополнение к этому Zen 3 обеспечивает на 24% более лучшее соотношение производительность/ватт на фоне Zen 2.


Ryzen 5000, новые настольные процессоры AMD

Новую серию открывает 6-ядерный процессор Ryzen 5 5600X стоимостью $299 (23,3 тыс. руб. по курсу ЦБ на 9 октября 2021 г.). За ним идут Ryzen 7 5800X (8 ядер, $449, 35 тыс. руб.) и Ryzen 9 5900X (12 ядер, $549, 42,8 тыс. руб.), а замыкает линейку 16-ядерный Ryzen 9 5950X ($799, 62,2 тыс. руб.). Из всей серии только младшая модель поставляется с фирменным кулером Wraith Stealth – остальные продаются без системы охлаждения.

Линейка процессоров AMD Ryzen 5000 для настольных ПК

Модель Ядра, потоки Частота, ГГц TDP, Вт Кэш- память, МБ Техпроцесс, нм Цена, $
Ryzen 9 5950X 16, 32 3,4 — 4,9 105 72 7 799
Ryzen 9 5900X 12, 24 3,7 — 4,8 105 70 7 549
Ryzen 7 5800X 8, 16 3,8 — 4,7 105 36 7 449
Ryzen 5 5600X 6, 12 3,7 — 4,6 65 35 7 299

Начало продаж своих новых чипов AMD запланировала на 5 ноября 2020 г. Их стоимость и сроки появления в России пока не установлены.

Производительность в синтетических тестах

Cinebench 20 (Multi-Core test)

Начнём с тестов Cinebench 20 (многопоточной производительности) и в ней 5900X показывает невероятные результаты. В целом процессоры Zen 3 показывают лучшие результаты среди своих конкурентов с одинаковым количеством ядер.

Cinebench 15 (Single-Core)

В тестах производительности на одно ядро разница между Zen 3 и Zen 2 становится ещё ощутимей. Отдельно хотим отметить, что даже младшая модель 5600X в производительности на одно ядро обгоняет флагман от Intel — i9-10900K.

Blender

Что же касается Blender — то эта программа выжимает производительность из всех потоков, которые возможно, поэтому 5900X здесь является беспрекословным лидером. Так же можно заметить, что процессоры Zen 3 тут так же лидируют в сравнении с конкурентами с таким же количеством ядер и потоков.

Итоги

По итогу можно сделать вывод о том, что Zen 3 выигрывает во всех аспектах — как многопоточная производительность, так и производительность на одно ядро. Ни процессоры на Zen 2, ни Intel не может тягаться с новинками.

Новые видеокарты

Вторая презентация назначена на 28 октября 2021 г., и она будет посвящена достижениям AMD в сегменте видеоускорителей. В частности, компания покажет видеокарты с кодовым названием Big Navi.

Big Navi – это карты новой линейки Radeon RX 6000, в основе которой лежит архитектура RDNA 2. Она же используется в видеокартах из состава новейших игровых приставок Microsoft Xbox Series X и Series S. Как сообщал CNews, в России их продажи начнутся 10 ноября 2021 г.

Месяц анонсов, по версии AMD — это две презентации в течение октября 2021 года

В своем Twitter глава компании Лиза Су (Lisa Su) написала: «Это будет захватывающая осень для геймеров. Пора начать новое путешествие Ryzen Zen 3 и Radeon RDNA 2».

Продолжение «Красного октября»

После показа Ryzen 5000 AMD рассказала, какой еще продукт она покажет в рамках «Красного октября», запланированного, как сообщал CNews, еще в начале сентября 2021 г. Им станет дискретная видеокарта Radeon RX 6000 для настольных ПК.


Новая флагманская видеокарта AMD

Еще до премьеры ускорителя AMD поделилась его возможностями в видеоиграх.

Так, в играх Borderlands 3, Call of Duty Modern Warfare и Gears of War 5 карта выдает 61, 88 и 73 кадра в секунду на самых высоких настройках графики в разрешении 3840х2160 точек или 4К. Помимо этого, как пишет профильный портал Videocardz, AMD не преминула сравнить свою новинку с конкурирующими решениями Nvidia.


На что способна RX 6000 в играх

Сравнение проводилось с флагманскими видеокартами Nvidia GeForce RTX 2080 Ti и самой современной GeForce RTX 3080, и оно было не в пользу последних. Премьера Radeon RX 6000 назначена на 28 октября 2020 г.

Российская неделя высоких технологий-2021

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Участники тестирования

Материнская плата ASUS ROG Strix X470F-Gaming (BIOS 5007, AGESA ComboAM4 1.0.0.2):

Память G.Skill Trident Z DDR4 DIMM 3600MHz PC4-28800 CL17:

Система охлаждения Deepcool Captain 360EX.

Конфиг 1:CPU: AMD Ryzen 7 2700XRAM: G.Skill Trident Z DDR4 DIMM 3600MHz PC4-28800 CL17 @ 3400CL16

Конфиг 2:

CPU: AMD Ryzen 7 3700XRAM: G.Skill Trident Z DDR4 DIMM 3600MHz PC4-28800 CL17 (DOCP Profile)

Конфиг 3:

CPU: AMD Ryzen 7 3700XRAM: G.Skill Trident Z DDR4 DIMM 3600MHz PC4-28800 CL17 @ 16-16-16-32

Прежде чем перейти к результатам тестов, хочу отметить пару проблем, затруднивших тестирование:

  1. Все тесты Ryzen 7 3700x проводились под сборкой 1903 Windows 10. При этом 2700х тестировался на октябрьской сборке. Не все тесты 2700x удалось прогнать под 1903, но те, что были прогнаны, показали, что майское обновление Windows снизило производительность системы по крайней мере на платформе AMD, так что результаты с предыдущими статьями напрямую не сравнимы. Там, где тесты прогонялись повторно, это будет явно указано.

  2. Платформа Zen 2, точнее её поддержка со стороны BIOS материнских плат на чипсетах старого поколения (например, на чипсете X470 на моей материнской плате), откровенно сырая, и при попытке запустить процессор Ryzen 7 3700x на всех настройках, установленных в Auto, были получены очень странные результаты, а именно отвратительная работа нового CPU с памятью, с низкой пропускной способностью (далее ПСП) и огромными задержками:

В настройках BIOS отображалось, что частота северного моста составляет 1600 MHz, но по факту он запускался на 800 (по данным CPU-Z), что и давало соответствующую картину. Мало того, что активировался асинхронный режим работы с памятью, вносящий дополнительные задержки, так и сам контроллер, и Infinity Fabric работали с черепашьей скоростью. При этом попытки установить частоту работы северника синхронной с частотой памяти приводили через раз к мёртвому зависанию при POST на этапе инициализации памяти.

Алгоритм получения рабочих настроек в итоге получился следующий:

  • сброс настроек CMOS джампером
  • загрузка оптимизированных настроек по умолчанию, сохранение настроек
  • отключение питания (именно обесточивание БП, а не просто soft off)
  • установка частоты работы памяти (активация DOCP профиля), сохранение настроек
  • отключение питания (именно обесточивание БП, а не просто soft off)
  • установка частоты работы северного моста, равной частоте работы памяти, сохранение настроек
  • отключение питания (именно обесточивание БП, а не просто soft off)

если пропустить обесточивание системы на любом из этапов, есть шанс словить ошибку тренировки памяти и как следствие, необходимость сбрасывать настройки джампером и начинать всё сначала из-за невозможности загрузиться в BIOS. Надо ли говорить, что на 2700x таких танцев с бубном совершенно не требовалось.

По конфигам видно, что тестирование проходило при разных частотах памяти. AMD утверждают, что контроллер памяти в чиплете процессоров на микроархитектуре Zen 2 стал более всеядным и поддерживает бОльшие частоты, чем прежние версии. Судя по моим наблюдениям, это действительно так: на Ryzen 7 2700x эти плашки памяти не удавалось стабилизировать даже на их дефолтных XMP таймингах на частоте 3600, при этом на частоте 3400 тайминги удавалось выставить довольно жёсткие. На Ryzen 7 3700x память сходу завелась на родной частоте и позволила без особых плясок с бубном выставить тайминги по DRAM-Calculator-for-Ryzen.

Методика тестирования

Методика не менялась с прошлого года.

Тесты платформы AM4 проводились под управлением ОС Windows 10 Pro 1903 (сборка 18362.239)

Защита от Spectre и Meltdown деактивирована на всех тестовых системах с помощью утилиты InSpectre.

Все тесты проводились по несколько раз (не менее трёх-четырёх), результат первого прогона отбрасывался, так как на результат первого прогона заметно сильнее влияют задержки ввода-вывода. Брался максимальный результат, остальные прогоны теста проводились для проверки возможных аномалий.

Конфигурация рангов модулей DIMM

Чем больше планок памяти, тем запутаннее ситуация. Если в компьютере установлено больше двух одноранговых модулей памяти, он будет работать так, словно установлены двухранговые модули. Разница между одним двухранговым модулем и двумя одноранговыми модулями при подключении к одному контроллеру памяти минимальная, даже если чипы памяти располагаются на разных платах.

Кроме того, если использовать два одноранговых модуля при двухканальной работе памяти, она конфигурируется как одноранговая. Если же использовать четыре одноранговых модуля памяти для двухканальной работы, она конфигурируется как двухранговая.

В итоге преимущества могут получить компьютер с четырьмя модулями памяти DIMM. Такая конфигурация позволяет иметь несколько открытых страниц DRAM в каждом ранге. К этим рангам нельзя получать доступ одновременно, зато к ним можно получать доступ независимо.

Это означает, что контроллер может отправлять записанные данные в один ранг, пока он ожидает чтения данных, которые ранее выбрали из другого ранга. Как будет сказано ниже, это значительно увеличивает пропускную способность памяти.

Насколько именно это окажет влияние на производительность, зависит от приложений и способности контроллера памяти воспользоваться открытыми страницами. В целом это значит, что четыре модуля памяти способны улучшить производительность по сравнению с двумя модулями в двухканальных системах.

ryzen 9

В данном случае использовалась система с видеокартой GeForce RTX 3090 и процессорами Ryzen 9 5900X, Ryzen 9 3900X и Core i9-10900K. Выполнялось сравнение двух модулей памяти DDR4-3200 против четырёх аналогичных модулей.

Производительность

Тест памяти

По производительности памяти прогресс прямо скажем, так себе. Вынос контроллера памяти из кристалла с ядрами не дался бесплатно — выросли задержки, общая производительность упала. Кроме того, видно проседание скорости записи в два раза по сравнению с прошлым поколением и скоростью чтения/копирования. Судя по всему, чиплет cIOD оптимизирован под два CCX чиплета, и на одном выдаёт вот такие слегка кривые результаты (да, на Ryzen 9 проседания скорости записи тоже нет). Но это с одной стороны. С другой — по скоростям чтения и комбинированных нагрузок чтение-запись такого провала нет. Учитывая, что в среднем чтение-запись в коде соотносятся как 3/1, то компромисс выглядит разумным. А учитывая возросшие скорости кэш-памяти и здоровенный кэш третьего уровня, то по памяти ± выходит то на то.

Проявка RAW-снимков

А вот в работе с 2D графикой, в которой до сих пор безраздельно рулили процессоры Intel, трёхтысячная серия сделал нехилый такой рывок. Ускорение в Adobe Lightroom 7.5 полтора раза!

Температура и энергопотребление

Не смотря на заявленный TDP в 65Вт камешек Rayzen 7 3700x получился довольно прожорливым и горячим. Температура в простое колеблется от 35 до 50 градусов. Потребление и температура под нагрузкой сильно зависит от характера нагрузки (внезапно!).

Под типичной игровой нагрузкой частота ядер CPU колеблется в районе 4.25-4.35 GHz, потребление в таком режиме составляет в среднем 95-100Вт.

Под нагрузкой от рендеринга процессор начинает потреблять уже в районе 120Вт:

Под стресс-тестами (Prime95 Small FFTs) потребление подскакивает до 170+ Вт, температура упирается в 95 градусов даже под водянкой с вентиляторами на максимальных оборотах и частоты падают до 4-4.05GHz:

Заключение

Процессоры трёхтысячной серии AMD Ryzen вышли и правда довольно интересными, но общий восторженный информационный фон вокруг них лично у меня породил завышенные ожидания, которые не особо оправдались.

С одной стороны, производительность на такт действительно подросла, но заметно без микроскопа только в некоторых сценариях. Частотный потенциал вообще подрос в среднем на 50-100MHz, ни о каком прорыве речь не идёт. С памятью стали работать даже хуже, чем прошлое поколение. При заявленном TDP в 65Вт процессор не стесняется потреблять почти в три раза больше, при этом греется так, что трёхсекционная водянка перестаёт справляться с охлаждением. BIOS-ы с поддержкой этих процессоров пока что откровенно сырые. Всё это приправлено ошибками в микрокоде (RDRAND на материнских платах на x570 чипсете). Косячат конечно все, но настолько сырого продукта на старте я давно не видел.

С другой — это уже третье поколение процессоров на одной и той же платформе AM4. Если сравнивать 3700x с первым поколением Ryzen, то по рендерингу получим ускорение уже в 1.5 раза за 2.5 года. В этом поколении AMD опять удалось увеличить количество ядер в процессорах потребительского сегмента — 12 ядер уже условно доступны, хотя и являются тем ещё дефицитом, да и ценник на них гуманностью не отличается, а на горизонте маячат 16-ядерные CPU на этой же платформе. Да и платформа получилась удачной — за 2.5 года не превратилась в тыкву, материнские платы менять не надо, совместимость с памятью и частотный потенциал в очередной раз подтянули, и даже на тех же самых материнских платах новые процессоры скорее всего позволят запускать память на бОльших частотах и более жёстких таймингах.

В общем, продукт в очередной раз вышел неоднозначным. Ни разу не идеальным, но уже предлагает хорошую производительность даже без оговорки «за свои деньги», а соотношение цена/производительность у него вообще вышло отличное. BIOS-ы подтянутся спустя пару-тройку месяцев и версий. В общем, всё как всегда у AMD.

UPD от 2019/08/04. Тесты на AGESA ComboAM4 1.0.0.3 patch AB

Судя по всему, как я писал выше, первые BIOS-ы оказались несколько дико кривыми. После выхода обновленного BIOS на AGESA ComboAM4 1.0.0.3 patch AB многое изменилось:

  • лимиты по питанию были приведены в соответствии со спецификациями AMD. PPT лимит срезали со 114Вт до 88Вт;
  • лимиты по питанию заработали. На старом BIOS-е, не смотря на установленный лимит в 114Вт, процессор без зазрения совести потреблял почти 180. Теперь этот номер не проходит, и лимит энергопотребления, установленный в BIOS, не превышается;
  • заработал нормально сон, а то было ощущение работы на китайских материнках со сломанным S3 powe state. Комп засыпал и потом намертво вис при попытке проснуться. Теперь всё работает.

Очевидно, что не повлиять на результаты тестов всё это не могло. В полном объёме прогнать я их ещё не успел, но основные прогнаны, и вот что получилось:

Сравнение Ryzen 5000 с Intel: выводы

2020 год стал богатым как на процессоры, так и на видеокарты, но выход процессоров на новой архитектуре Zen 3, по нашему мнению, является самым значимым событием, и этому есть много причин (как поддержка новых процессоров старыми чипсетами, тот же TDP, увеличенный IPC), но главная, естественно, это увеличенная производительность.

По итогам можно сделать вывод, что новые процессоры стоят каждого рубля что за них просят (по крайней мере по официальным розничным ценам, реальные цены нам ещё предстоит увидеть в середине-конце ноября (дата выхода Ryzen 5000 в России)). Особенно это касается процессора 5600X, который отлично показывает себя в игровых задачах и практически идёт вровень с флагманом Intel — i9-10900K.

Заключение

В половине из протестированных игр разницы в производительности на разрешениях 1440p и 4K между двумя процессорами почти нет. Так можно сказать про игры Doom Eternal, F1 2020, Resident Evil 3, Rainbow Six Siege, Shadow of the Tomb Raider, Wolfenstein Youngblood и Assassin’s Creed Odyssey.

На разрешении 1440p менее 10% разница составляет в Death Stranding, Horizon Zero Dawn и World War Z.

Неудачными для AMD играми являются Gears 5, Hitman 2, Metro Exodus и Microsoft Flight Simulator 2020, хотя на разрешении 4K разницы здесь нет.

Есть несколько вещей, которые можно сделать для сокращения этой разницы, вроде использования более быстрой памяти. DDR4-3800 CL16 увеличивает производительность примерно на 4%, а если вручную настроить тайминги, производительность может вырасти ещё на 14%.

По крайней мере так было на разрешении 1080p с видеокартой RTX 2080 Ti. В данном обзоре такие настройки не производились, поскольку они могут быть сложными и способны повредить стабильности системы.

Портал TechPowerUp обнаружил, что RTX 3080 что на 52% опережает 2080 на разрешении 1440p на основе 23 игр. Там использовался процессор 9900K с частотой 5 ГГц и памятью DDR4-4000. В данном случае результаты примерно такие же. RTX 3080 в среднем на 49% опережает 2080. Превосходство составляет около 50% на разрешении 1440p и 70% на разрешении 4К.

Тестирование Ryzen 9 3950X показало слишком большое отставание в Gears 5, Hitman 2, Metro и Flight Simulator 2020. Это не повлияло на картину в целом, но желательно, чтобы на разрешении 1440p процессор не был в этих играх узким местом.

В итоге можно сделать вывод, что у каждого из этих процессоров есть свои плюсы и минусы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для ПК
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: