Тесты производительности памяти на процессорах ryzen 5000

Конфигурация рангов модулей DIMM

Чем больше планок памяти, тем запутаннее ситуация. Если в компьютере установлено больше двух одноранговых модулей памяти, он будет работать так, словно установлены двухранговые модули. Разница между одним двухранговым модулем и двумя одноранговыми модулями при подключении к одному контроллеру памяти минимальная, даже если чипы памяти располагаются на разных платах.

Кроме того, если использовать два одноранговых модуля при двухканальной работе памяти, она конфигурируется как одноранговая. Если же использовать четыре одноранговых модуля памяти для двухканальной работы, она конфигурируется как двухранговая.

В итоге преимущества могут получить компьютер с четырьмя модулями памяти DIMM. Такая конфигурация позволяет иметь несколько открытых страниц DRAM в каждом ранге. К этим рангам нельзя получать доступ одновременно, зато к ним можно получать доступ независимо.

Это означает, что контроллер может отправлять записанные данные в один ранг, пока он ожидает чтения данных, которые ранее выбрали из другого ранга. Как будет сказано ниже, это значительно увеличивает пропускную способность памяти.

Насколько именно это окажет влияние на производительность, зависит от приложений и способности контроллера памяти воспользоваться открытыми страницами. В целом это значит, что четыре модуля памяти способны улучшить производительность по сравнению с двумя модулями в двухканальных системах.

ryzen 9

В данном случае использовалась система с видеокартой GeForce RTX 3090 и процессорами Ryzen 9 5900X, Ryzen 9 3900X и Core i9-10900K. Выполнялось сравнение двух модулей памяти DDR4-3200 против четырёх аналогичных модулей.

Производительность

Тест памяти

По производительности памяти прогресс прямо скажем, так себе. Вынос контроллера памяти из кристалла с ядрами не дался бесплатно — выросли задержки, общая производительность упала. Кроме того, видно проседание скорости записи в два раза по сравнению с прошлым поколением и скоростью чтения/копирования. Судя по всему, чиплет cIOD оптимизирован под два CCX чиплета, и на одном выдаёт вот такие слегка кривые результаты (да, на Ryzen 9 проседания скорости записи тоже нет). Но это с одной стороны. С другой — по скоростям чтения и комбинированных нагрузок чтение-запись такого провала нет. Учитывая, что в среднем чтение-запись в коде соотносятся как 3/1, то компромисс выглядит разумным. А учитывая возросшие скорости кэш-памяти и здоровенный кэш третьего уровня, то по памяти ± выходит то на то.

Проявка RAW-снимков

А вот в работе с 2D графикой, в которой до сих пор безраздельно рулили процессоры Intel, трёхтысячная серия сделал нехилый такой рывок. Ускорение в Adobe Lightroom 7.5 полтора раза!

Температура и энергопотребление

Не смотря на заявленный TDP в 65Вт камешек Rayzen 7 3700x получился довольно прожорливым и горячим. Температура в простое колеблется от 35 до 50 градусов. Потребление и температура под нагрузкой сильно зависит от характера нагрузки (внезапно!).

Под типичной игровой нагрузкой частота ядер CPU колеблется в районе 4.25-4.35 GHz, потребление в таком режиме составляет в среднем 95-100Вт.

Под нагрузкой от рендеринга процессор начинает потреблять уже в районе 120Вт:

Под стресс-тестами (Prime95 Small FFTs) потребление подскакивает до 170+ Вт, температура упирается в 95 градусов даже под водянкой с вентиляторами на максимальных оборотах и частоты падают до 4-4.05GHz:

Заключение

Процессоры трёхтысячной серии AMD Ryzen вышли и правда довольно интересными, но общий восторженный информационный фон вокруг них лично у меня породил завышенные ожидания, которые не особо оправдались.

С одной стороны, производительность на такт действительно подросла, но заметно без микроскопа только в некоторых сценариях. Частотный потенциал вообще подрос в среднем на 50-100MHz, ни о каком прорыве речь не идёт. С памятью стали работать даже хуже, чем прошлое поколение. При заявленном TDP в 65Вт процессор не стесняется потреблять почти в три раза больше, при этом греется так, что трёхсекционная водянка перестаёт справляться с охлаждением. BIOS-ы с поддержкой этих процессоров пока что откровенно сырые. Всё это приправлено ошибками в микрокоде (RDRAND на материнских платах на x570 чипсете). Косячат конечно все, но настолько сырого продукта на старте я давно не видел.

С другой — это уже третье поколение процессоров на одной и той же платформе AM4. Если сравнивать 3700x с первым поколением Ryzen, то по рендерингу получим ускорение уже в 1.5 раза за 2.5 года. В этом поколении AMD опять удалось увеличить количество ядер в процессорах потребительского сегмента — 12 ядер уже условно доступны, хотя и являются тем ещё дефицитом, да и ценник на них гуманностью не отличается, а на горизонте маячат 16-ядерные CPU на этой же платформе. Да и платформа получилась удачной — за 2.5 года не превратилась в тыкву, материнские платы менять не надо, совместимость с памятью и частотный потенциал в очередной раз подтянули, и даже на тех же самых материнских платах новые процессоры скорее всего позволят запускать память на бОльших частотах и более жёстких таймингах.

В общем, продукт в очередной раз вышел неоднозначным. Ни разу не идеальным, но уже предлагает хорошую производительность даже без оговорки «за свои деньги», а соотношение цена/производительность у него вообще вышло отличное. BIOS-ы подтянутся спустя пару-тройку месяцев и версий. В общем, всё как всегда у AMD.

UPD от 2019/08/04. Тесты на AGESA ComboAM4 1.0.0.3 patch AB

Судя по всему, как я писал выше, первые BIOS-ы оказались несколько дико кривыми. После выхода обновленного BIOS на AGESA ComboAM4 1.0.0.3 patch AB многое изменилось:

  • лимиты по питанию были приведены в соответствии со спецификациями AMD. PPT лимит срезали со 114Вт до 88Вт;
  • лимиты по питанию заработали. На старом BIOS-е, не смотря на установленный лимит в 114Вт, процессор без зазрения совести потреблял почти 180. Теперь этот номер не проходит, и лимит энергопотребления, установленный в BIOS, не превышается;
  • заработал нормально сон, а то было ощущение работы на китайских материнках со сломанным S3 powe state. Комп засыпал и потом намертво вис при попытке проснуться. Теперь всё работает.

Очевидно, что не повлиять на результаты тестов всё это не могло. В полном объёме прогнать я их ещё не успел, но основные прогнаны, и вот что получилось:

2012 год

Socket FM2 был представлен в 2012 г., всего через год после Socket FM1. Хотя Socket FM2 является развитием сокета FM1, он не имеет обратной совместимости с ним.

Socket FM2 — процессорный разъём для гибридных процессоров (APU) фирмы AMD с архитектурой ядра Piledriver: Trinity и Richland, а также отмененных Komodo, Sepang и Terramar (MCM — многочиповый модуль). Конструктивно представляет собой ZIF-разъем c 904 контактами, который рассчитан на установку процессоров в корпусах типа PGA.

Процессоры Trinity имеют до 4 ядер, серверные чипы Komodo и Sepang — до 10, а Terramar — до 20 ядер.Однако объявлено о прекращении разработки Sepang и Terramar; интересно, что работы над данными решениями прекращены на достаточно поздней стадии, поскольку их анонс предполагался в 2012 году, вкупе с серверными платформами G2012 и C2012. Планы компании изменились, и теперь AMD готовит другие серверные CPU — Abu Dhabi, в состав которых входит до 16 ядер Piledriver.

Бенчмарки

Тестировали только две игры, поскольку они обеспечивают достаточно данных для сравнения двух планок памяти против четырёх с процессорами на архитектуре Zen 3.

Игра Shadow of The Tomb Raider очень требовательна к процессору. Модель 3900X показывает прирост средней частоты кадров на 14%, когда используются четырёх планки памяти вместо двух. Это значительный шаг вперёд, хотя нужно отметить использование мощнейшей видеокарты и низкое разрешение экрана.

Процессор Core i9-10900K также выигрывает от использования четырёх планок памяти, в данном случае на 15%. Если же рассматривать Ryzen 9 5900X, прирост производительности составляет 12%. Возможно, в данном случае мы упираемся в ограничение видеокарты, поскольку графическая архитектура Ampere слабо масштабируется на разрешении 1080p. В любом случае, все три процессора получают аналогичный прирост производительности с применением четырёх планок памяти. Становится понятно, что это относится не только к архитектуре Zen 3.

Hitman 2 является ещё одной игрой с сильной зависимостью от процессора и памяти. В случае с процессором 5900X важную роль играет видеокарта. Для сравнения мы будем рассматривать нижний 1% производительности. В случае с 3900X производительность с четырьмя планками памяти увеличивается на 8%. При использовании процессора 10900K прирост производительности достигает 29%, хотя в средней частоте кадров прирост только 13%.

Игра Hitman 2 может показывать немного странные результаты. Возможно, при использовании процессора 3900X узким местом является задержка ядер, а не производительность памяти. Если посмотреть на процессор 5900X, нижняя производительность увеличивается на 21%. Опять же, виновата может быть видеокарта. Вывод такой, что 10900K и 5900X показывают сходный прирост производительности с четырьмя планками памяти и это относится не только к архитектуре Zen 3.

2017 год

Socket SP3 —  это LGA процессорный разъем для серии процессоров Epyc, поддерживающий архитектуры Zen- и Zen-2. Представлен 20 июня 2017 года.

Так как Socket SP3 по размерам идентичен Socket TR4 и Socket sTRX4, пользователи могут использовать системы охлаждения с перечисленных сокетов

Это SoC (система на кристалле) — что означает что большинство необходимых для обеспечения полной функциональности системы функций (например: PCI Express, контроллеры SATA и т.д.), полностью интегрированы в процессор, что устраняет необходимость размещения набора микросхем на плате.

Socket TR4  — тип разъёма от AMD для семейства микропроцессоров Ryzen Threadripper, представленный 10 августа 2017 года. Физически очень близок к серверному разъёму AMD Socket SP3, однако несовместим с ним.

Socket TR4 стал первым разъёмом типа LGA для потребительских продуктов у компании AMD (ранее LGA применялся ею в серверном сегменте, а процессоры для домашних компьютеров выпускались в корпусе типа FC-PGA).

Сокет поддерживает процессоры с 8—32 ядрами и предоставляет возможность подключения оперативной памяти по 4 каналам DDR4 SDRAM. Через сокет проходит 64 линии PCI Express 3 поколения (4 используются для чипсета), несколько каналов USB 3.1 и SATA.

Использует чипсет X399 поддерживает процессоры сегмента HEDT (High-End Desktop) стоимостью 500—1000 долл. Процессоры, использующие TR4:

  • AMD Ryzen Threadripper (август 2017)
    • Threadripper 1950X (16 ядер) 32 потока, кэш L3=32 МБ, TDP=180 Вт.
    • Threadripper 1920X (12 ядер) 24 потока, кэш L3=32 МБ, TDP=180 Вт.
    • Threadripper 1900X (8 ядер) 16 потоков, кэш L3=16 МБ, TDP=180 Вт.
  • AMD Ryzen Threadripper 2 (август 2018)
    • Threadripper 2990WX (32 ядра) 64 потока, кэш L3=64 МБ, TDP=250 Вт.
    • Threadripper 2970WX (24 ядра) 48 потоков, кэш L3=64 МБ, TDP=250 Вт.
    • Threadripper 2950X (16 ядер) 32 потока, кэш L3=32 МБ, TDP=180 Вт.
    • Threadripper 2920X (12 ядер) 24 потока, кэш L3=32 МБ, TDP=180 Вт.

Использует сложный многостадийный процесс монтажа процессора в разъём с применением специальных удерживающих рамок: внутренней, закрепленной защелками к крышке корпуса микросхемы, и внешней, закрепляемой винтами к сокету. Журналисты отмечают очень большой физический размер разъёма и сокета, называя его самым большим форматом для потребительских процессоров. Из-за размера ему требуются специализированные системы охлаждения, способные отводить до 180 Вт (до 250 Вт в случае процессоров с суффиксом WX).

Тестирование в играх

Вот здесь разница проявилась заметнее.

В игре DiRT Rally самый быстрый комплект памяти G.Skill Trident Z DDR4-3600 на 17% быстрее самого медленного Crucial Ballistix Sport LT DDR4-2400.

В GTA V разница чуть больше, около 18%.

Можно заметить две вещи. Во-первых, разница между памятью, начиная с 3000 МГц и выше не столь велика, а вот между DDR4-2133 и DDR4-3000 количество FPS в играх отличается гораздо заметнее.

Во-вторых, тайминги памяти играют также не последнюю роль. Как видно из диаграмм, даже самая медленная Crucial DDR4-2133 оказалась не на последнем месте благодаря значению CL равному 15. Crucial Ballistix Sport LT DDR4-2400 с CL16 оказался пусть совсем немного, но медленнее.

Ну а царствуют во всех игровых упражнениях модули памяти производства G.Skill с их высокими частотами и небольшими задержками. Причем Trident Z DDR4-4000 отнюдь не самый быстрый, хотя и имеет самую высокую частоту. Зато CL у него 19. Более медленный Trident Z RGB DDR4-3600 оказался лидером по соотношению частота/задержки.

Разгон оперативной памяти

Все операции в оперативной памяти зависят от:

  • частоты
  • таймингов
  • напряжения

Тестовый образец

Цифра прописанная на планке оперативной памяти не является тактовой частотой. Реальной частотой будет половина от указанной, DDR (Double Data Rate — удвоенная скорость передачи данных). Поэтому память DDR-400 работает на частоте 200 МГц, DDR2-800 на частоте 400 МГц, а DDR3-1333 на 666 МГц и т.д.

Итак, если на нашей планке оперативной памяти стоит метка 1600 МГц, значит оперативная память работает на частоте 800 МГц и может выполнить ровно 800 000 000 тактов за 1 секунду. А один такт будет длиться 1/800 000 000 = 125 нс (наносекунд)

Физические ограничения

Мы подобрались к главному в разгоне, а именно физическому ограничению, контроллер просто не успеет зарядить ячейку памяти за 1 шаг, на это требуется потратить времени не меньше, чем определенного физическими законам. А то, что нельзя сделать за 1 шаг, делается за несколько.

физическое ограничение памяти

Например, в нашем случае, требуется потратить около 7 шагов на зарядку. Таким образом, зарядка ячейки длится 875 нс. Полное кол-во шагов, за которые можно выполнить одну операцию, буть то чтение, запись, стирание или зарядка, называют таймингами.

Стоит оговориться и сказать. Есть способ зарядить ячейку быстрее, нужно заряжать её большим напряжением. Если мы увеличиваем базовое напряжение работы оперативной памяти, то получаем преимущество по времени зарядки и следовательно можем уменьшить тайминг, тем самым увеличив скорость.

Итак, мы знает, что частота памяти это количество операций, которое может совершить контроллер за 1 секунду, в то время как тайминги это количество шагов контроллера, требуемое для полного завершения 1 действия.

В оперативной памяти реализовано множество таймингов, каких именно в рамках статьи не имеет особо значения

Важно лишь одно, чем ниже тайминги, тем быстрее работает память

Именно увеличивая частоты, исключительно в сочетании с таймингами можно добиться увеличения производительности.

Стандартные профили таймингов

Качественная материнская плата даёт массу возможностей по оверклокингу. В оперативную память же встроены стандартные профили таймингов, оперативная память точно знает какие тайминги нужно выставлять с предлагаемыми частотами и настойчиво рекомендует «мамке» использовать именно их. Войдя в BIOS в раздел оверклокинга оперативной памяти, первое за что хочется подергать, это частота оперативной памяти. При изменении частоты автоматически пересчитываются таймтинги. По факту вы получаете примерно ту же производительность, но для другой частоты. Кроме того, матплата старается держать тайминги в стабильной зоне работы.

Тайминги наглядно

Продолжаем рассматривать тестовый образец. Как будет вести себя память после разгона?

Частотапамяти,Mhz Тактов засекунду,шт Время 1таминга,нс Таймингов достабильнойзоны, шт Всегозатраченовремени, нс
2400 1 200 000 000 83 11 913
1600 800 000 000 125 7 875
1333 666 500 000 150 6 900
1066 533 000 000 180 5 900
800 400 000 000 250 4 1000

График таймингов, в зависимости от частоты. Красным обозначено минимальное количество таймингов до преодоления физического ограничения.

Как видим из таблицы и графика, поднимая частоту, нам необходимо увеличивать тайминги, а вот время затрачиваемое на операцию практически не изменяется, как и не растёт скорость.

Как видим, средняя оперативная память с частотой 800 будет равна по производительности оперативной памяти с частотой 2400

На что действительно стоит обратить внимание, так это качество материалов, которые применил производитель. Более качественные модули дадут возможность выставлять более низкие тайминги, а следовательно большее кол-во полезных операций

Тестирование

Ну и пора переходить к результатам, полученным при тестировании.

AIDA64

Синтетический тест очень хорошо раскрывает возможности модулей.

В тестах чтения/записи модули, в целом, выстроились в зависимости от частоты работы. Внизу ожидаемо находится бюджетный Crucial, ну а в лидерах – группа высокочастотных G.Skill.

Латентность памяти напрямую влияет на быстродействие, и на приведенной диаграмме можно заметить зависимость между частотой и таймингами памяти.

TechArp x264

Кодирование видео принесло результаты, которые мало отличаются у всех модулей и диаграмму я потому посчитал ненужной. В тесте «Pass 1» разница между самым быстрым G.Skill Trident Z RGB DDR4-3600 32 ГБ CL16 и самым медленным Crusial Ballistix Sport LT DDR4-2400 16 ГБ CL16 составила менее 3%. В более тяжелом «Pass 2» разница вообще свелась к 1%.

Участники тестирования

Теперь пора кратко познакомиться с теми модулями памяти, которые будут участвовать в проверке.

Corsair

Этот производитель предлагает большое количество модулей памяти и пользуется заслуженной популярностью. Своего производства чипов у Corsair нет и используется продукция SK Hynix. Правда, в более дорогих комплектах используется память Samsung с чипами B-die, которые пользуются особым уважением у любителей разгона.

Участвовали две линейки модулей памяти, Vengeance и Dominator. Во всех случаях имеются радиаторы на чипах. Vengeance разделяется на модели LPX, LED, RGB, в последних двух случаях установлена подсветка: в LED однотонная, а в RGB многоцветная.

  Объем Кол-во модулей CAS (CL) Цена, руб.
Vengeance LPX Black DDR4-2400 16 ГБ 2 15 12500
Vengeance LPX Black DDR4-3000 16 ГБ 2 15 13500
Dominator Platinum DDR4-3000 16 ГБ 2 15
Vengeance Black/Red LED DDR4-3200 16 ГБ 2 16 15500
Vengeance LED DDR4-3200 32 ГБ 4 16 28600
Vengeance LPX RGB DDR4-3200 16 ГБ 2 16 15500
Vengeance LPX RGB DDR4-3200 32 ГБ 4 16 28900

Цены здесь и далее – ориентировочные, по состоянию на середину мая 2018-го года.

Crucial

Являясь дочерней компанией такого гиганта, как Micron, в модулях использует память собственного производства. Правда, не во всех.

Так, в самом дешёвом комплекте 16ГБ 2133МГц, а также в Ballistix Sport на 2400 МГц действительно стоит память своего производства.

В модулях, входящих в серии Ballistix Elite и Tactical, используется память Samsung на чипах E-die. Не самая лучшая память, есть варианты, более пригодные для разгона. Внешне модули отличаются разве что отсутствием (у самых дешевых) и наличием радиаторов.

  Объем CAS (CL) Цена, руб.
DDR4-2133 16 ГБ 15 12800
Ballistix Sport LT DDR4-2400 16 ГБ 16 13200
Ballistix Sport DDR4-2400 16 ГБ 16 13400
Ballistix Sport LT DDR4-2666 DR 16 ГБ 16 13400
Ballistix Sport LT DDR4-2666 32 ГБ 16 25500
Ballistix Tactical DDR4-3000 16 ГБ 16 14500
Ballistix Elite DDR4-3000 8 ГБ 16 8800
Ballistix Elite DDR4-3200 8 ГБ 16 7700

G.Skill

Производитель хорошо известен в первую очередь своими модулями памяти для оверклокинга. Часто используются чипы памяти Samsung B-die, что само по себе говорит о возможности установки высоких частот. Кстати, эти микросхемы ОЗУ очень хорошо сочетаются с процессорами AMD Ryzen, в то время как с другими чипами часто возникают проблемы при работе на высоких частотах.

Все модели имеют радиатор. Есть варианты с подсветкой, причем с многоцветной. Учитывая возможности и назначение этих модулей, цена на них довольно высока, хотя перспектива получения высоких частот работы компенсирует этот недостаток.

Серия Flare X, в отличие от Trident Z или Ripjaws, специально оптимизирована на работу именно с процессорами AMD Ryzen. Впрочем, это отнюдь не означает, что с процессорами Intel эта память «не дружит».

  Объем Кол-во модулей CAS (CL) Цена, руб.
Flare X DDR4-3200 16 ГБ 2 14 25300
Flare X DDR4-3200 32 ГБ 4 14
Trident Z RGB DDR4-3600 16 ГБ 2 16 30000
Trident Z RGB DDR4-3600 32 ГБ 4 16 56000
Trident Z DDR4-3866 16 ГБ 2 18 31100
Trident Z Silver/Red DDR4-4000 16 ГБ 2 19 31100

Модули этого производителя одни из первых стали оснащаться такой модной сейчас подсветкой.

Kingston

Без этого бренда список участников был бы неполным.

Тестировались несколько комплектов, от массового HyperX Fury до топовой линейки Predator. Подсветка не используется ни в одном из комплектов.

  Объем CAS (CL) Цена, руб.
HyperX Fury Black DDR4-2666 16 ГБ 16 12600
HyperX Predator DDR4-3000 16 ГБ 15 14000
HyperX Predator DDR4-3200 16 ГБ 16 14800
HyperX Predator DDR4-3333 16 ГБ 16 15700
HyperX Predator DDR4-3600 16 ГБ 17 16500

Результаты неигровых тестов

Наверное было бы не совсем правильно ограничиться только играми. Поэтому были проведены проверки в некоторых тестовых пакетах и реальных программах.

Cinebench 15 MT

Этот бенчмарк почти не заметил разницы между модулями памяти при использовании CPU Intel, впрочем, и при работе с AMD разница почти тоже нет.

В основном, «провалился» самый медленный вариант – DDR4-2133. Остальные показали очень похожие результаты.

x264

Кодирование видео также не особо зависит от скорости работы памяти.

Прирост составил 4% для Intel и 3% для AMD. Причем наибольшая разница между самым медленным модулем DDR4-2133 и всеми остальными, идущими очень близко друг к другу.

Winrar

Архиватор заметил изменение в работе памяти.

В случае использования интеловского процессора, это отразилось в 13-процентном ускорении работы между самым медленным и самым быстрым модулями ОЗУ. Впрочем, это не совсем верно. После DDR4-3200 увеличение частоты уже не дает никакого эффекта.

С AMD разница также составила те же 13%.

Google Chrome – Jetstream

В этом тесте ускорение при использовании более скоростной памяти с процессором Intel уложилось в 1%.

AMD работает быстрее на 4% при использовании более высоких частот ОЗУ.

Что такое ОЗУ

ОЗУ означает оперативное запоминающее устройство. Его также называют:

  1. RAM (Random Access Memory);
  2. память с произвольным доступом;
  3. или просто оперативная память.

ОЗУ – это энергозависимая память компьютера, которая имеет произвольный доступ. Во время работы компьютера именно там хранятся все промежуточные, входные и выходные данные, которые обрабатывает процессор. Все данные находящиеся на RAM могут быть доступными и сохранятся только лишь тогда, когда к устройству подключено питание. Даже при кратковременном отключении электричества информация может исказиться или полностью уничтожиться.

Между Random Access Memory и процессором обмен данными происходит:

  • непосредственно;
  • через регистры в АЛУ;
  • через кэш.

ОП представляет собой:

Использование ОЗУ

Операционные системы для обработки информации, а также хранения данных, которые часто используются, применяют оперативную память. Если бы в современных устройствах не было Random Access Memory, то все бы операции проходили намного медленней, так как требовалось бы гораздо больше времени для того чтобы считать информацию с постоянного источника памяти.

Кроме того, выполнить многопоточную обработку было бы невозможно. Благодаря наличию ОП все приложения и программы быстрее запускаются и работают. При этом ничто не затрудняет обработку всех данных, которые стоят в очереди.
Некоторые операционные системы, такие как Windows 7 имеют свойства сохранять в памяти файлы, приложения и другую информацию, которую пользователь часто использует.

Как правило, из-за этого Random Access Memory будет постоянно загружена больше чем на 50%. Эту информацию можно посмотреть в диспетчере задач. Данные имеют свойства накапливаться и те приложения, которые стали использоваться реже будут вытеснены более необходимыми.

На сегодняшний момент наиболее распространенной является динамическая память, имеющая произвольный доступ (DRAM). Она используется во многих устройствах. При этом она относительно недорого стоит, однако работает медленнее, чем статическая (SRAM).

SRAM нашла свое применение в контролерах и видеочипах, а также используется в кэш памяти процессоров. Эта память имеет более высокую скорость, однако она занимает много места на кристалле. В свою очередь, производители решили, что объем гораздо важнее, чем ускоренная работа, поэтому в компьютерной периферии применяется DRAM. Кроме того, динамическая память стоит на порядок дешевле, чем статическая. При этом она обладает высокой плотностью. Благодаря этому, на точно таком же кремневом кристалле помещается больше ячеек с памятью. Единственным минусом является её не такая быстрая работа, как у SRAM.

Стоит учитывать, что вся информация, которая содержится на ОП может быть доступной только в том случае, когда устройство включено. После того, как пользователь осуществит выход из программы, все данные будут удалены. Поэтому прежде чем выходить из приложения необходимо сохранить все изменения или дополнения, которые были внесены.

ОП состоит из нескольких ячеек. Именно там и размещаются все данные. При каждом сохраненном изменении, последняя информация удаляется, а на её место записывается новая. Количество ячеек зависит от объёма Random Access Memory. Чем больше этот объем, тем выше производительность всей системы.

Чтобы узнать ОЗУ компьютера необходимо выполнить следующие действия:

для Windows XP:

  1. навести курсор на ярлык «Мой компьютер»;
  2. затем необходимо нажать правую клавишу мыши;
  3. выбрать «Свойства»;
  4. зайти во вкладку «Общие»;

для Windows 7:

Заключение. Так какую оперативную память DDR4 выбрать? Есть ли смысл гнаться за самой быстрой?

Какие выводы можно сделать? Не каждая игра заметит более скоростные «мозги». Да и прикладное ПО, порой, остается равнодушным ко всем этим мега и гигагерцам. «Бутылочное горло» может оказаться совсем не в скорости работы памяти.

И все же это не означает, что смысла в установке более быстродействующей памяти нет. Если говорить о платформе Intel Coffee Lake, то наибольший эффект достигается при использовании памяти в диапазоне от 2666 МГц до 3200 МГц.

Больше эффект заметен в случае использования AMD Ryzen 2. Экономия на ОЗУ может отобрать у процессора порядка 10% его возможностей. В данном случае использование модулей ниже DDR4-2666 не оправдано. Видимо не зря оба производителя сертифицировали именно эту память.

Граница разумности увеличения частоты работы ОЗУ также лежит в пределах до 3200 МГц, ибо выше, во-первых, эффект почти незаметен, а, во-вторых, есть проблемы с совместимостью.

Ну и на сладкое – самое горькое, про цены (по состоянию на середину июля 2018-го года). Как уже понятно, выбирать самую дешевую DDR4-2133 оправдано только при существенном дефиците денежных средств. Разумный выбор начинается с DDR4-2666. Надо ли выше – зависит от того, какие игры вы предпочитаете, какое ПО используете, и насколько разнятся результаты при разных частотах работы.

Теперь обратимся к конкретным цифрам в рублях. Для простоты в качестве ориентира возьмем «народный» бренд Kingston и линейку HyperX. Что получается по ценам? Два модуля по 8 ГБ DDR4-2133 оцениваются примерно в 11500 руб. и выше. Как уже договорились, этот вариант – только на самый крайний случай.

За более интересную DDR4-2666 придется отдать не менее 12300 руб., что, на мой взгляд, более чем оправдано, если всего за 800-1000 руб. мы получаем от процессора немного больше, чем при использовании более медленных модулей.

Актуальная для AMD ОЗУ DDR4-2933 стоит уже не менее 13500 руб. и, думаю, является оптимальным выбором. Похожий вариант DDR4-3000 для Intel стоит примерно столько же.

Если смотреть на модули частотой 3200 МГц, то придется готовить не менее 14000 руб., и надо учитывать, что эффект уже, в большинстве случаев, ниже, чем при переходе с 2133 на 2666 или 3000 МГц.

Дальше – больше. DDR4-3600 уже будет стоить никак не меньше 15500 руб., и оправданность покупки уже под вопросом. Разницы между этой памятью и, скажем, DDR4-3200 минимальна, и не надо еще забывать такую вещь, как бОльшие задержки, что также может сказаться на общем быстродействии.

Рассматривать более скоростную ОЗУ уже большого смысла я не вижу, ибо толку от нее практически никакого, а вот стоимость DDR4-4000 уже переваливает за 20000 руб. и стремится еще выше. Участвовавшие в тестировании модули G.SKILL в российской рознице стоят более 31000 руб. Такая покупка оправдана, если вы точно знаете, что такие скорости нужны, или для разгона. Для «штатного» использования эти траты излишни.

В конце концов, не следует слишком «зацикливаться» на скорости работы памяти. Если собирается игровой комп, то проблема может быть в производительности CPU или видеокарты, и лучше потратиться на устранение этих потенциальных «узких» мест, а не на наращивание скоростных показателей ОЗУ. Конфигурация должна быть сбалансирована, и при выборе надо избегать крайностей.

Как самая медленная, так и самая быстрая память – неоправданный выбор. Естественно, при штатном использовании или с минимальным разгоном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для ПК
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: