Симуляция или нет? почему некоторые ученые полагают, что наш мир нереален?

Аргумент моделирования

Да, на первый взгляд представление о реальности как о компьютерной симуляции может показаться смехотворным. Но если вспомнить достижения человечества в области компьютерных игр, виртуальной реальности и робототехники (а некоторые игры сегодня настолько хорошо передают визуальные и физические свойства нашего мира), что вопрос о том, не живем ли в чем-то подобном больше не кажется бредом сумасшедшего.

В своей основополагающей статье 2003 года Ник Бостром впервые сформулировал «аргумент моделирования». Суть его заключается в том, что наша реальность на самом деле искусно смоделирована и управляется с помощью продвинутых компьютерных технологий. Шведский философ предположил, что развитые цивилизации, обладая технологиями с огромными вычислительными мощностями, могут запустить компьютерное моделирование своих предков – то есть нас с вами – и, учитывая сложность технологии, мы не будем знать, что на самом деле наш мир нереален.

Возможно, вся наша жизнь нереальна. Но мы никогда об этом не узнаем. Или нет?

Несколько известных ученых и философов выразили свою поддержку теории моделирования. Так, в 2016 году во время ежегодных дебатов в Американском музее естественной истории (Isaac Asimov Memorial Debate) астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон сказал, что шансы того, что наша Вселенной является моделируемой реальностью, составляют 50 на 50. Тайсон также указал на большой разрыв в интеллекте между шимпанзе и людьми – и это при том, что наши ДНК совпадают на 98%. Таким образом, существо, во много раз превосходящее нас по уровню интеллектуального развития, может как существовать, так и потенциально создать симуляцию нашего мира.

Еще один аргумент в пользу теории моделирования исходит от физика-теоретика Джеймса Гейтса из Мэрилендского университета, который изучает материю на уровне кварков – субатомных частиц, из которых состоят протоны и нейтроны в ядрах атомов. По мнению ученого, кварки подчиняются правилам, которые в чем-то напоминают компьютерные коды, корректирующие ошибки в обработке данных. Правда, как именно эти «корректирующие коды», которые в реальном мире помогают работать браузерам, оказались в уравнениях о кварках, электронах и суперсимметрии остается загадкой.

В свою очередь космолог Алан Гут из Массачусетского технологического института предполагает, что Вселенная может реально существовать и одновременно являться лабораторным экспериментом. Согласно его гипотезе, наш мир создан неким сверхразумом, подобно тому, как биологи в лабораториях растят колонии микроорганизмов. В таком случае Вселенная, в которой проводился бы подобный эксперимент, осталась бы целой и невредимой. Новый мир образовался бы в отдельном пространственно-временном пузыре, который быстро отделился бы от материнской вселенной и потерял с ней контакт.

Что если мы живем в симуляции симуляции?

И все же Престон Грин не вполне прав. В теории — есть смысл моделировать модель, жители которой внезапно поняли, что они виртуальны. Такое может пригодиться цивилизации, которая в какой-то момент сама осознала, что является моделируемой. При этом ее создатели по какой-то причине забыли или не захотели отключить модель.

Таким «человечкам» может пригодиться моделирование ситуации, в которой оказалось их общество. Тогда они могут построить модель, чтобы изучить, как ведут себя симулируемые люди, когда осознают, что они — лишь симуляция. Если это так, то не надо бояться, что нас отключат в момент, когда мы осознаем, что живем в матрице: ради этого момента нашу модель и запускали.

Legion Media

Невидимость

Ученые Рочестерского университета работают над этой технологией уже далеко не первый год. Текущий уровень: исследователи нашли способ, как с помощью набора специальных линз заставить свет огибать предмет, который за ними находится. Совсем недавно ученые адаптировали цифровую версию того же метода и теперь способны «растворить» в воздухе любой предмет, но только как изображение, видимое на экране, находящемся перед этим объектом монитора. Как видим, данный метод требует проведения многократного сканирования и серьезной подготовки, наличия стационарного объекта и монитора. Все это, конечно же, звучит не так круто, как ожидаемый нами плащ-невидимка. Но постойте… А если этот плащ-невидимка будет состоять из дисплеев?

Разработку гибких, складывающихся дисплеев ведут многие технологические гиганты. А такие компании, как LG, вообще вывели технологию на абсурдный уровень. Недавно компания показала 45-сантиметровой (18-дюймовый) супертонкий дисплей, который в буквальном смысле можно свернуть в тонюсенькую трубочку и заново разложить прямо на ходу. Нетрудно предположить, что в недалеком будущем будут представлены и более диагональные дисплеи (включая те, которые можно будет носить на одежде). И если получится объединить эту технологию с разработками рочестерских ученых, то, вполне вероятно, получится создать и настоящий плащ-невидимку.

Возрождение динозавров

Последние динозавры планеты погибли в последний период мезозойской эры

Наука установила, что динозавры имели летающих предков. А дикая и домашняя птица является одним из величайших примеров эволюционного процесса последнего тысячелетия. В рамках по-настоящему необычного эксперимента исследователи из Йеля и Гарварда в надежде лучше разобраться в процессе эволюции создали эмбрион цыпленка с формой морды и аппетитом, которыми мог похвастаться его предок-динозавр, живший несколько эр назад. Речь идет о велоцирапторе.

Несмотря на заявления ученых о том, что они не пытались создать «динозавра-курицу» и их основной целью было исследование эволюции птичьих клювов, факт остается фактом — перед нами предстает пример успешного обратного эволюционного (хоть и искусственного) процесса из современной особи в доисторическую. Что интересно, пример оказался далеко не единственным.

Ученые из Чилийского университета создали курицу с лапами, анатомическое строение которых копирует лапы их древних предков. Биологи провели некоторые манипуляции с генами птиц и создали эмбрионы кур, у которых малая берцовая кость соединяется с голеностопном, что совсем не характерно для современных птиц. Как отмечают ученые, конечно же, это все было сделано во благо науки. Исследователи хотели лучше понять процесс эволюции, который привел к появлению современных птиц, и совсем не занимались этим проектом ради создания «куриных динозавров». А на самом ли деле?

А на самом деле все зависит от того, кого об этом спросить. Палеонтолог Джеймс Хорнер, человек, с которого был списан персонаж Сэма Нила из «Парка Юрского периода», утверждает, что «ученые смогли успешно проверить концепцию того, что птицам можно вернуть когда-то утраченные в ходе эволюции зубы. Команда Йельского и Гарвардского университетов смогла реконструировать на уровне эмбриона птичий клюв в рот, похожий на рот динозавра. Осталось лишь поработать над птичьим хвостом и крыльями, и перед нами предстанет настоящий динозавр».

GPT-3

На сегодняшний день самая совершенная нейросеть на базе NLP (то есть, алгоритмов распознавания текста) — GPT-3. Это нейросеть-трансформер, которая способна генерировать связные ответы в диалоге с человеком. Объем используемых ей данных и параметров в 100 раз превосходит предыдущее поколение — GPT-2.

Однако даже самые продвинутые трансформеры, обученные на огромных массивах данных не понимают смысла слов и фраз, которые они генерируют. Для их обучения нужны огромные массивы данных и вычислительные ресурсы, которые, в свою очередь, оставляют большой углеродный след. Еще одна проблема — несовершенство датасетов для обучения нейронных сетей: тексты в интернете часто содержат искажения, манипуляции и откровенные фейки.

«Заходит в бар Илон Маск»: нейросеть GPT-3 научили рассказывать анекдоты

Одно из самых перспективных направлений в развитии ИИ и нейросетей — это расширение диапазона восприятия. Сейчас алгоритмы умеют распознавать изображения, лица, отпечатки пальцев, звуки и голос. Они также умеют говорить и генерировать изображения и видео, имитируя наше восприятие разных органов чувств. Ученые MIT отмечают: чтобы приблизиться к человеку ИИ не хватает эмоционального интеллекта и чувств. В отличие от ИИ, человек умеет не только обрабатывать информацию и выдавать готовые решения, но и учитывать контекст, множество внешних и внутренних факторов, а главное — действовать в условиях неопределенности и меняющейся среды. Например, алгоритм AlphaGo от компании DeepMind способен обыграть чемпиона мира по го и шахматам, но все еще не может расширить свою стратегию за пределы доски.

Пока что даже самые продвинутые алгоритмы, включая GPT-3, находятся лишь на пути к этому. Сейчас перед разработчиками стоит задача создать мультимодальные системы, которые бы объединили распознавание текста и сенсорное восприятие для обработки информации и поиска решений.

На что способна нейросеть GPT-3

Персональные голографические устройства

Несмотря на то, что идея карманных устройств, способных проецировать голографические изображения, пока звучит несколько футуристично и явно пришла откуда-то из «Звездного пути», несколько компаний уже представили свои концепты внедрения данной технологии в нынешние смартфоны за счет сторонних дополнительных устройств или материалов. Начиная от забавных пирамидообразных датчиков, которые крепятся к экрану устройства и специальных экранных пленок, до целых коробок (разработанных британской компанией Virtual Presence, можно посмотреть ниже на видео), куда можно положить свой смартфон, — все это ясно дает понять, что индустрия мобильных гаджетов положила глаз на совершенствование данной технологии. И что радует, заинтересовались этой технологией не только акулы бизнеса. Гарвардские ученые готовы предложить кое-что очень интересное.

На основе поляризованного света и того, что они называют «метаповерхностями», гарвардские исследователи создали новый тип голограмм, которые гораздо эффективнее используют свет (его меньше теряется) по сравнению с обычными технологиями создания голограмм. Отсюда не только повышенная эффективность, но многократно повышенное качество получаемых голограмм. Метаповерхности, в основе которых используется кремний, ведут себя как «суперпиксели», отвечая на различные виды поляризаций света, который используется для создания голограммы.

Федерико Капассо, соавтор статьи, в которой сообщается о данном исследовании, объясняет:

Сперва может показаться, что подобную технологию будет очень сложно интегрировать в мобильные устройства. Однако компания IBM с вами не согласна. По ее мнению, в течение пяти лет с этого момента на рынке появятся смартфоны, способные проецировать трехмерное изображение вашего собеседника.

Критика гипотезы о симуляции

Критика — неотъемлемая часть любого человеческого знания, претендующего на объективность, поэтому обойти ее стороной в рамках данной статьи было бы алогично и попросту ненаучно.

Как уже было сказано в начале статьи, в интересе к тому, что в действительности может стоять за миром, доступным нам в ощущениях, нет ничего нового.

Мыслители задаются подобными вопросами на протяжении многих веков, но каждый выдвинутый ими вариант решения проблемы нашего существования не лишен значимых изъянов. Концепция «мира как симуляции» просто преподносит эту старую философскую загвоздку в современной высокотехнологичной обертке, и, увы, она также таит в себе существенный недостаток.

Как полагают критики, подобная интерпретация физических законов — лишь самый свежий пример того, как человечество испокон веков интерпретировало окружающий мир, исходя из последних достижений технологического прогресса. Так, в эпоху классической механики Ньютона Вселенная представлялась часовым механизмом. А позднее, на заре компьютерной эры, ДНК рассматривали в качестве своего рода хранилища цифрового кода с функцией хранения и считывания информации.

Так что гипотеза о Матрице имеет все шансы оказаться ничем иным, как попыткой описать Вселенную в терминах достижений человечества XXI века: «Мы ведь разрабатываем VR. Держу пари, что сверхразумные существа тоже бы этим занимались, только их виртуальность была бы гораздо круче!».

Вероятно, неслучайно многие поборники идеи «всеобъемлющей симуляции» признаются, что в юности запоем читали научную фантастику. Не исключено, что выбор чтения предопределил их взрослый интерес к проблематике внеземного разума и теперь побуждает их к тому, чтобы облекать свои размышления в привычные жанру формы.

Так сказать, они словно рассматривают космос через иллюминатор звездолета «Энтерпрайз» из американского телесериала Star Trek.

3D-принтер

Футуристическая медиафраншиза «Звездный путь» в 1987 году предсказала появление 3D-принтеров. Их версия умела моментально создавать продукты питания и предметы повседневного быта — и так же быстро их утилизировать. Современные 3D-принтеры пока не достигли такого уровня и тратят на создание предметов от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от величины объекта. Переработка изделий также занимает время.

3D-печать позволяет создавать предметы по индивидуальному эскизу и чертежам. Но скорость и дороговизна производства пока не позволяют вывести технологию в тренды. Сейчас принтеры используют преимущественно в медицине для создания протезов и имплантов, идеально подходящих под мерки человека. Некоторые стартапы занимаются созданием искусственного мяса при помощи 3D-печати. В теории такая технология поможет человечеству избавиться от скотобоен и привести к гуманному созданию органических продуктов.

Индустрия 4.0

Почему массовая 3D-печать до сих пор не стала трендом

Космический туризм

Английский писатель-футуролог Артур Кларк в 1961 году описал идею космического туризма. В своем романе «Лунная пыль» он рассказывает про людей, которые летают на этот естественный спутник Земли как туристы. Они пролетают по маршруту, заполненному лунной пылью. На борту космических самолетов даже работают стюардессы. Режиссер Стенли Кубрик показал похожую картину в фильме 1968 года «2001 год: Космическая одиссея».

Примечательно, что первый космический турист появился как раз в 2001 году. Американский предприниматель Денис Тито отправился в путешествие на МКС и заплатил за это $20 млн. Всего по такой программе летало семь туристов, все на кораблях российского производства.

В сторону развития космического туризма смотрят генеральный директор SpaceX Илон Маск и авиакомпания Boeing. Они планируют развивать туристические поездки вокруг Земли и на МКС с конца 2021 года. Маск говорит и о возможности путешествий на Марс. Однажды, по его предположениям, такой полет будет стоить в пределах $100 тыс.

Футурология

Колонизация Марса: почему до сих пор ничего не вышло

Теория многомерных существ

Ещё одно объяснение того, что человечество не может найти инопланетян: не там ищет. Просто представь, что ты пиксельный персонаж из двухмерного мира. У тебя есть только два измерения — длина и ширина. И если на тебя сверху посмотрит трёхмерное существо, ты его просто не увидишь, ведь в твоём мышлении просто отсутствует такое пространство, как высота.

Учёные, придерживающиеся данной теории, предполагают, что инопланетяне существуют. И возможно, даже пытаются вступить с нами в контакт, но не могут, так как у них как минимум на одно пространство больше, чем у нас. В итоге для них мы как тот пиксельный человечек, который не замечает очевидного для нас трёхмерного существа. Предполагается, что все паранормальные явления — это просто незаметное влияние многомерных существ.

Популярная теория

Прежде чем погрузиться в тонкости увлекательной теории Мультивселенной, напомню, что инфляционная модель Вселенной — это гипотеза о физическом состоянии и законе расширения молодой Вселенной (вскоре после Большого взрыва), которая противоречит космологической модели горячей Вселенной. Дело в том, что эта общепринятая модель не лишена недостатков, многие из которых были решены в 1980-х годах ХХ века именно в результате построения инфляционной модели Вселенной.

Примечательно, что какой бы далекой наука о Вселенной не казалась неискушенному читателю, популярная культура совместно с учеными проделали по-настоящему потрясающую работу. Так, в последние годы жизни выдающийся физик-теоретик Стивен Хокинг трудился над темами, от которых у большинства исследователей – по их же признанию – «болит голова»: Хокинг в соавторстве с физиком Томасом Хертогом из Католического университета Левена в Бельгии работали над уже знаменитой статьей, посвященной проблеме Мультивселенной.

Как это часто случается в эпоху фейковых новостей и дезинформции, из-за того, что работа Хокинга и Хертога была размещена на сервере препринтов Airxiv (на этом сервере ученые обмениваются черновиками статей, прежде чем они будут опубликованы в рецензируемых научных журналах), это породило множество безосновательных сообщений о том, что Стивен Хокинг предсказал конец света а заодно предложил способ обнаружения альтернативных вселенных.

На самом же деле само исследование, опубликованное позже в журнале Journal of High Energy Physics, не столь сенсационно. В работе речь идет о парадоксе: если Большой Взрыв породил бесконечные вселенные с неисчерпаемым числом вариаций законов физики, то как ученые могут надеяться ответить на фундаментальные вопросы о том, почему наша Вселенная выглядит именно так как выглядит?

На фото британский физик-теоретик, космолог и астрофизик, писатель Стивен Хокинг

Когда Вселенная возникла, а это произошло примерно 13,8 миллиардов лет назад, она подверглась инфляционно-экспоненциальному расширению за очень короткий промежуток времени. В ходе этого процесса, крошечные квантовые флуктуации в пространстве были увеличены до космических размеров, создавая семена структур, которые станут галактиками и осветят вселенную. Однако, и это еще более удивительно, физик Андрей Линде предполагает, что инфляция по-прежнему происходит. Еще несколько лет назад в интервью The Washington Post он сравнил космос с постоянно растущим куском швейцарского сыра.

И да, если эта идея слишком сильно вас удивляет, вы не одиноки. Некоторые космологи всерьез опасаются «вечной инфляции» — и Мультивселенной, которая может возникнуть из нее. Во-первых, если различные карманные вселенные разъединены, то как мы вообще сможем проверить, что они существуют? Во-вторых, бесконечная Мультивселенная не поддается математическому анализу, что затрудняет использование модели для понимания того, как все работает и взаимодействует в космосе. Вопросов действительно очень много, так что давайте попробуем разобраться в этой увлекательной и популярной теории.

Симуляция как естественный технологический прогресс

На первый взгляд гипотеза о Матрице вступает в серьезное противоречие с нашими ощущениями: мир кажется слишком реалистичным, чтобы быть симуляцией. Тяжесть чашки в руке, аромат налитого в нее кофе, окружающие нас звуки — как можно подделать такое богатство переживаний? Но задумайтесь о прогрессе, достигнутом в области компьютерных технологий за последние несколько десятилетий.

Всего каких-то 40 лет назад у нас был Pong: два прямоугольника и точка. Сегодня мы имеем фотореалистичные 3D-проекты, в которые одновременно играют миллионы геймеров, и с каждым годом технологии становятся все совершеннее: порою разработчики делают виртуальные вселенные практически неотличимыми от мира за окном. Если предположить сохранение подобной скорости прогресса, со временем VR если не заменит, то, по меньшей мере, существенно потеснит наш реальный мир.

Помимо этого, в отдельные программы, имитирующие человеческое поведение, уже встраиваются элементы мышления. Разумеется, пока что они довольно примитивные и основываются на элементарной логике из разряда «если…то…». Но кто может поручиться, что когда-нибудь мы не станем свидетелями создания виртуальных существ, наделенных полноценным сознанием? Успехи в понимании принципов работы человеческого мозга, а также обширные вычислительные ресурсы, которые сулит развитие квантовой компьютерной техники, неуклонно приближают этот момент.

Таким образом, можно предположить, что с дальнейшим развитием технологий человечество в конечном счете запустит совершенную симуляцию, населяющие которую разумные существа-агенты (сами люди или же ИИ) будут воспринимать ее как абсолютно реальный мир.

По мнению вышеупомянутого философа Ника Бострома (а также небезызвестного Илона Маска), такой сценарий практически неизбежен. Чтобы этого не произошло, мы должны либо закончить существование как вид (в лучшем случае, вернуться обратно в каменный век), либо потерять интерес к компьютерным технологиям в целом. Однако и то, и другое, по словам американского физика Джорджа Смута, очень маловероятно. Бесспорно, человечество упорно создает себе проблемы — достаточно упомянуть глобальное потепление, растущие запасы ядерного оружия и угрозу массового вымирания видов. Но эти проблемы необязательно приведут к уничтожению всей цивилизации.

А теперь, с учетом этого, задумайтесь: если такое развитие технологий является неизбежным, то так ли уж невозможно, что некая разумная цивилизация где-то во Вселенной уже достигла этой стадии раньше? А раз так, было бы логично предположить, что мы как раз и живем внутри имитации, а не в реальном мире, ведь вероятность этого статистически выше: если мы сами когда-либо достигнем такой ступени развития технологий, то, очевидно, не ограничимся одной искусственной Вселенной. Ученые будут одновременно проводить огромное количество симуляций, число которых значительно превзойдет наш единственный реальный мир. А потому, по мнению Илона Маска, вероятность того, что мы не живем в виртуальной реальности, — лишь «одна многомиллиардная».

«Для нас будет даже лучше, если окажется, что то, что мы принимаем за реальность, — является симулятором, который был создан другой расой или людьми будущего», — отмечает Маск.

«Умный» дом

Образ дома, в который встроено электрическое управление, часто появляется в научной фантастике. Его показывали в фильме «Электрические грезы» 1984 года и в мультсериале «Футурама». Одно из первых упоминаний такого дома можно встретить в рассказе Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь» 1950 года. «Умный» дом писателя перенес ядерную войну и продолжил охранять покой хозяев, которые там больше не живут: отпугивать птиц и закрывать ставни.

В последние годы «умный» дом также вышел из разряда фантастики. В современных квартирах можно встретить голосовые помощники, самоуправляемые пылесосы и умные видеокамеры, которые звонят владельцу на телефон, если обнаруживают подозрительное движение. «Умные» дома становятся популярными, доступными и удобными в управлении. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие «умные» дома смогут не только выполнять желания владельцев, но и предсказывать их потребности. Например, холодильники начнут предлагать владельцам здоровые продукты, если те слишком часто будут тянуться к сладкому.

Индустрия 4.0

Телевизор-свиток и материнское молоко из пробирки: итоги форума CES-2021

Вселенная «лагает»

В эйнштейновском парадоксе близнецов один из двух братьев-одногодок отправляется в космическое путешествие на ракете почти со скоростью света. Затем, спустя год, он возвращается на Землю и к своему удивлению обнаруживает, что его брат, который все это время оставался на планете, — уже восьмидесятилетний старик. Никто из них не ощущал, что их время идет по-разному, но на момент повторной встречи жизнь одного близнеца подходит к концу, а другому — еще жить да жить.

В объективной реальности этот мысленный эксперимент кажется невозможным. Но ученые не были бы учеными, если бы ограничились лишь абстрактными математическими расчетами.

Изменения времени были объективно изучены в реальном мире. Так, время для частиц в ускорителях действительно замедляется. Более того, в 1970-х исследователи запустили вокруг Земли атомные часы на самолете и воочию увидели, что те стали идти медленнее, чем изначально синхронизированные с ними часы на земле. Но как время, судья всех изменений, само может быть подвержено изменениям?

Одно из объяснений звучит довольно просто. Мы имеем дело с лагом — кошмаром каждого геймера.

Как мы знаем, в видеоиграх каждый цикл обработки является одним «тиком». Следовательно, когда компьютер подвисает, не успевая обрабатывать большие потоки информации, игровое время также немного замедляется.

То же самое происходит и в нашем реальном мире: с ростом скорости или рядом с массивными объектами время начинает «тормозить». Как предполагают ученые, условный «близнец на ракете» мог постареть только на год, потому что все циклы обработки его системы попросту «подвисли».

Сможет ли человечество пережить XXI век?

Мартин Рис считает, что пандемия COVID-19 – это возможность лучше подготовиться к долгосрочным рискам, но это также «рецепт глобальной нестабильности» на фоне растущего неравенства. Отмечу, что Рис вносит свой вклад в наше понимание Вселенной с 1960-х годов и опубликовал более 500 научных работ по таким темам, как формирование галактик, мультивселенная, темная материя и черные дыры.

В 2021 году он стал соучредителем Центра по изучению экзистенциальных рисков в Кембриджском университете для изучения роста числа событий на уровне вымирания на планете. «Я думаю, что наше общество более уязвимо, чем предыдущие поколения, потому что мы тесно взаимозависимы и зависимы от технологий», – считает ученый.

В современном мире вирусные инфекции распространяются чрезвычайно быстро

Сделав себе имя в исследовании квазаров и черных дыр, последние десятилетия Рис занимается темой гибели человечества. В своей книге «Наш последний час» он дает людям шанс на выживание 50 на 50. Причем массовая гибель должна произойти уже в нашем столетии. В книге 2018 года «О будущем» речь идет примерно о том же.

Обращаясь к нынешней пандемии, космолог отмечает, что она не является неожиданностью. Многие ученые предупреждали о грядущей пандемии в течение многих лет. В целом считается вероятным, что крупная вспышка инфекционных заболеваний будет происходить раз в десять лет. Так что COVID-19 – не первая крупномасштабная пандемия и уж точно не последняя.

Вирус гриппа под микроскопом. Его диаметр колеблется примерно от 80 до 120 нм.

Однако что было неожиданным, так это форма, которую приняла эта пандемия. Дело в том, что большинство ученых предсказывало ту или иную форму вспышки вируса гриппа, в результате чего, например, в Великобритании действовали только схемы обеспечения готовности к вспышке этой инфекции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для ПК
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: